Триглав Андрей Мазин |
Иностранные хронисты
считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских
богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена
сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество
проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог,
Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне»
повествуется:
... главу перед Триглавом
склоните! Так мы начинали, великую славу Ему
воспевали, Сварога — Деда Богов восхваляли, что ожидает
нас. Сварог — старший Бог Рода Божьего и роду всему —
вечно бьющий родник... И Громовержцу — Богу Перуну, Богу
битв и борьбы... И Свентовиту мы славу рекли. Он есть и
Права, и Яви Бог! Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это
Свет.
|
Поэтому можно сказать, что любое
изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине
многие божества изображались многоликими — многосущестными, а
германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством
славян. Триглава почитали все славяне, но некоторые народы
поклонялись ему особо. У города Штетина, рядом с целебным
источником, на главном из трех священных холмов, стоял на
высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм
Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ
— десятая часть от военных трофеев. Статуя триединого бога
была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были
золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за
всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово
обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать
тонкие преграды между мирами. И тогда миры, смешавшись,
поменялись бы местами, а это означало наступление конца света.
Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили,
чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю
бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных
коней Триглава. Рядом с храмом в Штетине были построены три
длинных здания для проведения народных собраний,
заканчивавшихся веселыми пирами. |
Триглава Виктор
Корольков |
Изображения Триглава могли
существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове,
например, он был столь велик, что завоеватели не могли его
повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот
бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от
наступавших рыцарей в дупле дерева. Идея триединого
божества была известна и арийским индусам, где его называли
Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма:
Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему — Бармы, Вышнего и Сивы).
Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие
функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения
(Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение
(Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит).
Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как
кара за несоблюдение божественного закона жизни. Ниже
Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в
постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в
надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя
заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и
завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого
бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем,
второго — уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога
и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается
гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места,
как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской
Галиции — Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем,
существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный
Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя
древнего бога света и тепла. Особо почитали этого бога в
Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что
заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой
седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту
белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно
в лесу без Белуна». Летописец Гельмольд поведал, что в
средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с
хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное
изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с
рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу»
(«Черный бог») — долгое время стояло в немецком городе
Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало
сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!» Очень
интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска
Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк —
братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и
записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует»
Белобог, злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их
пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом
деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен
прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья
становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему:
«Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда
мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать».
Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом
возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего
новорожденного до его кончины. Одни исследователи видят в
Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге — Шиву-Разрушителя.
Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными
заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами
на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян —
две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном
круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной
брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от
Тьмы, а Навь не ведает Света. Братья Белобог и Чернобог
всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его
дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель,
стоящий за правым плечом, и черт — за
левым. |
Литература Мифология
древнего мира, -М.: Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество
древних славян», -М.: Русское слово, 1997 В.Калашников
«Боги древних славян», -М.: Белый город, 2003 Д.Гаврилов,
А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.: Рефл-Бук,
2002 |
|
Copyright © Small Bay
Ltd |
|